Диана Лонская

Психическая травма и обрыв связей

Мужчина сидит на разбитой дороге. Вдали идёт пешеход. Вокруг хаос.

"Все, что происходит с человеком в раннем детстве возвращается словно неприкаянный дух и не находит покоя, пока не получит названия и принятия…" З. Фрейд.

Во время терапии нередко встречаются люди, утратившие жизненные ориентиры и потерявшие интерес к тому, что раньше приносило радость. Отношения перестают вдохновлять и вместо поддержки оборачиваются болью, и человек всё сильнее замыкается в себе.

Почему так происходит? Некоторые значимые события оказываются настолько мощными, что наши внутренние ресурсы не в силах выдержать их боль, пропустить через себя и продолжить жить в прежнем ритме…

Мы ощущаем себя выбитыми из привычной колеи и лишёнными энергии, словно автомобиль, внезапно заглохший на полном ходу. Если представить, что по электросети пустить слишком мощный ток, — произойдёт короткое замыкание, перегорят предохранители или оборвутся провода. Психическая травма действует точно так же. Это чрезмерная внутренняя активация, с которой психика не справляется. Причём травматичным может стать не столько само событие, сколько наше восприятие его как утраты.

Чем опасна травма?

Она рвёт внутренние связи. Прежний мир рассыпается на части — на «до» и «после». Возникает рассогласование между ощущениями тела, эмоциями и мыслями. Под натиском неожиданного, превышающего наши возможности опыта, мы теряем ощущение целостности. Энергия жизни застревает и гаснет в местах разрывов внутренних «проводов».

Некоторые травмирующие моменты забываются или вытесняются из сознания, другие даже не осознаются как травма. Но от этого их влияние не исчезает.

О наличии травмы могут свидетельствовать: чувство бессилия и апатии, навязчивые страхи и ограничивающие убеждения, потеря желаний, мучительный поиск «правильного» решения, нежелание доверять себе, частые недомогания и ощущение «замёрзшей» жизни.

Тревожит и несоответствие реакции и ситуации: привычный бытовой эпизод вызывает бурный эмоциональный всплеск, словно произошла катастрофа. Узнаёте себя?

У психики есть три способа справиться с переполнением травматичным зарядом:

Психический путь — самый здоровый. Предполагает внутреннюю работу по проживанию и осмыслению пережитого опыта, в том числе через сновидения.

Поведенческий путь — наиболее распространённый. Вместо того чтобы прочувствовать и переработать эмоции, человек через действия пытается «выбросить» напряжение: испугавшись за ребёнка, проявляет агрессию, изматывает себя спортом до изнеможения, курит одну сигарету за другой или загружает себя работой, чтобы не осталось времени на неприятные переживания «здесь и сейчас».

Соматический путь — выход в болезнь. Тело берёт на себя то, что психика не способна переработать: психологическая боль переходит в головную боль, хронический насморк или кашель, кожные аллергии. Мы погружаемся в заботу о теле, чтобы не чувствовать душевные раны.

Травма рвёт и разобщает, а психика стремится восстановить целостность, интегрировать разорванное любыми возможными способами: через сновидения, проговаривание, воспоминания, навязчивое повторение опыта или соматизацию.

Наше психическое благополучие зависит от того, насколько мы интегрировали травматичный материал в своё Я. Поддержание отщеплённого опыта вдали от его осознания требует огромных затрат энергии, что сильно истощает психику.

Поэтому всё вытесненное и непризнанное настойчиво ищет путь вернуться в сознание. Но интегрировать можно лишь то, что переработано: что вспомнилось, озвучилось, оплакалось, прожилось и принялось. Больше не нужно это скрывать, забывать или защищаться через болезнь и действия.

Подойти в одиночку к очагам боли практически невозможно. Как после взрыва бомбы или крупной аварии вокруг остаётся зона отчуждения, так и встреча с травмой требует тщательной поддержки.

В процессе терапии мы вместе исследуем места разрыва, аккуратно «спаиваем» оборванные внутренние «провода», залечиваем «повреждения», встречаемся с теми чувствами, которые раньше были невыносимы, но которые теперь можно безопасно прожить.

Терапевтический процесс строит мост от травматичного «там и тогда» к ресурсному «здесь и сейчас», улучшает связь с внешним миром и повышает качество жизни. Постепенно возрождается прочная связь с собой, укрепляются близкие отношения, а желания находят пути к реализации, поскольку исчезают провалы в местах разрывов.

Да, это возможно!